Семья – социальный институт воспитания, в котором осуществляется преемственность поколений, развитие личности и социализация детей, передача семейных ценностей и стереотипов поведения. Сегодня семья и семейное воспитание становятся приоритетами государственной политики России, что находит отражение в современных законодательных актах.
В своем приветствии к участникам съезда Национальной родительской ассоциации президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркнул, что «семья в России – это основа основ. Именно в домашней, семейной атмосфере закладывается мировоззрение человека, его личные качества, общественная и жизненная позиция. И потому ответственное родительство, крепкая, дружная семья – главный залог благополучного будущего детей, уверенного развития нашего общества».
На современном этапе семейное воспитание признано первостепенным, что нашло отражение в Федеральном законе «Об образовании в РФ» 2013 г. Часть 2 статьи 44 Закона гласит: «…образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития», также с 2021 года в Законе закреплено понятие просветительской деятельности.
Просветительская деятельность – это деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Произошедшие за последние десятилетия трансформация жизни общества, изменения ценностей неизбежно привели к трансформации института родительства. Сегодня назрела необходимость в создании или развитии воспитательного пространства, в котором происходит распространение психолого-педагогических, медицинских, правовых, социальных знаний, помогающих родителям воспитывать своих детей, которое стимулирует родительскую активность и ответственность, понимание ценности каждого периода в жизни ребенка.
Педагогический потенциал семьи используется образовательной системой не в полной мере. Оказать помощь родителям призваны профессионалы – педагоги дошкольных образовательных организаций. Повышение психолого-педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его реализацией.
Просвещение семей является механизмом развития педагогической культуры родителей, потому что расширяет их представления о законах, способах и методах воспитания и обучения детей; помогает включаться в образовательный процесс; ориентирует в теоретических знаниях, факторах и условиях воспитания; способствует формированию родительской компетентности.
Педагогическое просвещение родителей (законных представителей) детей – это целенаправленный процесс активизации воспитательного потенциала семьи, передачи родителям структурированной, тщательно подобранной информации по вопросам здоровья, развития, воспитания и взаимоотношений с ребенком в семье.
Целью просвещения родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста является обеспечение поддержки семьи в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья каждого ребенка; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Программа Просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации (далее – Программа), представляет собой документ, определяющий содержание просвещения родителей воспитанников педагогами дошкольного образования.
На странице сайта мы будем освещать общие актуальные проблемы воспитания детей в современных семьях и выделенные конкретные трудности, с которыми сталкиваются семьи, вызванные особенностями семейного воспитания в семье, потребностями родителей в отношении развития ребенка, что даст возможность родителям с интересом воспринимать информацию и сопоставлять ее с собственными воспитательными позициями.
Письмо Министерства Просвещения РФ О внедрении программы просветительской деятельности для родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций
Программа просвещения родителей
Приказ МБДОУ "Детский сад № 411" г.о. Самара О создании творческой группы по подготовке и внедрению Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ